Доступная среда
методические рекомендации по вопросам образования овз.pdf
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: |
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Специально оборудованные учебные кабинеты | -Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. -При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение КЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. -Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. |
Приспособленные объекты для проведения практических занятий | В образовательном учреждении оборудована сенсорная комната. Площадь 36 кв.м. |
Приспособленные библиотеки | Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) |
Специальные объекты спорта | Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 1. Спортивный зал 2. Уличная спортивная площадка. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. |
Приспособленные средства обучения и воспитания | Средства обучения и воспитания едины для всех учащихся |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | -Центральный вход оборудован пандусом, звонком не оборудован. В наличии имеется подъемник. -Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. -Имеется специально оборудованный санузел на 1 этаже (поручни, специализированное сантехническое оборудование). -При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Специальные условия питания и охрана труда | -Для обучающихся МБОУ "Садовская СОШ" предусматривается организация горячего питания, по цикличному меню. -Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. -Льготное питание для обучающихся из малоимущих семей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается в полном объеме. -Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. -Столовая расположена на 1 этаже. -Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимися. -Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. -Здания МБОУ "Садовская СОШ" оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности. -Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН2.4.2.2821-10. -Школьная медсестра осуществляет медицинское сопровождение учащихся школы. -В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | -В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. -Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ "Садовская СОШ" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. -В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: - электронной почтой; - локальной сетью; - выходом в Интернет (провайдер «Крымтелеком»); - функционирует официальный сайт школы. В школе создана локальная сеть. -Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 2 этаже, в компьютерном классе на 2 этаже. -Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. -В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски. |
Электронные образовательные ресурсы | Доступ к информационным системам и ИТС в сети Интернет, электронному журналу и электронному дневнику приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеется |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д. |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | нет |
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья | не имеет |
Доступная среда |
С 1 сентября 2016 года осуществляется введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС. Формы работы: Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. |
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.
В текущем году по заказу Минтруда России был разработан видеокурс для самостоятельного изучения родителями глухих детей в возрасте от 0 до 3 лет основ общения на русском жестовом языке.
Предлагаемый курс предназначен как для слышащих родителей, так и для родителей с нарушением слуха, маленьких глухих и слабослышащих детей и детей с кохлеарными имплантами. Он также может быть использован педагогами и воспитателями детских садов, работающих с детьми с нарушениями слуха, а также всеми, кто интересуется русским жестовым языком.
Цель видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушенным слухом.
▪ Приказ от 26.02.2016 №9 п.2-ОД «Об утверждении Комиссии по проведению обследования и паспортизации ГБДОУ детский сад № 72»;
▪ Приказ от 14.03.2016 №12 п.4-ОД «Об утверждении и введение в действие локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг»;
▪ Приказ от 14.03.2016 №12 п.5-ОД «О назначении ответственных лиц за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа с персоналом в ГБДОУ детский сад № 72»;
▪ Приказ от 16.03.2016 № 13 п.2-ОД «О выборе способа предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных граждан»;
▪ Приказ от 12.04.2016 №26 п.4-ОД «Об утверждении Акта обследования объекта»;
▪ Приказ от 22.04.2016 №30 п.10-ОД «Об утверждении локальных нормативных актов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг»;
▪ Приказ от 31.08.2017 № 42 п.14-ОД «Об утверждении порядка предоставления услуг инвалидам и маломобильным группам населения»
►Видеокурс «Русский жестовый язык» для детей
►Видеокурс «Русский жестовый язык» для самостоятельного изучения
►Интернет-портал «Жить - вместе»
Инструкции:
▪ руководителя дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа с персоналом в дошкольном образовательном учреждении;
▪ заместителя руководителя дошкольного образовательного учреждения (заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе, старшего воспитателя) по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ помощника воспитателя дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ младшего обслуживающего персонала (МОП) дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи.
► Нормативные правовые и методические документы
▪ Конвенция ООН о нравах инвалидов от 13.12.2006
▪ Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
▪ Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
▪ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
▪ Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (ред. от 27.01.2016) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)
▪ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 октября 2015 №723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
▪ Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2016 №234-р «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)»
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил наших социальных, информационных и прочих служб».
В.В. Путин
Мир "особого" ребенка - Интересен и пуглив.
Мир "особого" ребенка - Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт.
Мир "особого" ребенка - иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир "ососбого" ребенка... Он закрыт от глаз чужих.
мир "особого" ребенка - допускает лишь своих.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла -коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет с старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешное социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!!!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Права инвалидов.
Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014г. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. От 21.07.2014г. с изм. от 01.12.2014г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»;
Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. От 28.12.2013г. с изм. от 01.12.2014г.) «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
Конституция Российской Федерации. Статья8;
Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №230-Ф. Часть 4;
— Конвенция о правах инвалидов.
-Специально оборудованных классов для детей с овз нет.