Доступная среда

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ !
            В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.
            В текущем году по заказу Минтруда России был разработан видеокурс для самостоятельного изучения родителями глухих детей в возрасте от 0 до 3 лет основ общения на русском жестовом языке.
            Предлагаемый курс предназначен как для слышащих родителей, так и для родителей с нарушением слуха, маленьких глухих и слабослышащих детей и детей с кохлеарными имплантами. Он также может быть использован педагогами и воспитателями детских садов, работающих с детьми с нарушениями слуха, а также всеми, кто интересуется русским жестовым языком.
            Цель видеокурса заключается в формировании базовых практических навыков общения на жестовом языке с маленькими детьми с нарушенным слухом.
▪ Приказ от 26.02.2016 №9 п.2-ОД «Об утверждении Комиссии по проведению обследования и паспортизации   ГБДОУ детский сад № 72»;
▪ Приказ от 14.03.2016 №12 п.4-ОД «Об утверждении и введение в  действие  локальных нормативных актов по вопросам,  связанным с обеспечением доступности  для инвалидов объектов и услуг»;
▪ Приказ от 14.03.2016 №12 п.5-ОД «О назначении ответственных лиц за организацию  и проведение работы по обеспечению доступности объекта  и услуг для инвалидов, проведение инструктажа с персоналом  в ГБДОУ детский сад № 72»;
▪ Приказ от 16.03.2016 № 13 п.2-ОД «О выборе способа  предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных граждан»;
▪ Приказ от 12.04.2016 №26 п.4-ОД «Об утверждении Акта обследования объекта»;
▪ Приказ от 22.04.2016 №30 п.10-ОД «Об утверждении локальных нормативных актов по вопросам,  связанным с обеспечением доступности  для инвалидов объектов и услуг»;
▪ Приказ от 31.08.2017 № 42 п.14-ОД «Об утверждении порядка предоставления услуг инвалидам и маломобильным группам населения»
 
 
Видеокурс «Русский жестовый язык» для детей
Видеокурс «Русский жестовый язык» для самостоятельного изучения
Интернет-портал «Жить - вместе»
 
 
 Инструкции:
▪ руководителя дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг  инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ ответственного за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, проведение инструктажа с персоналом в дошкольном образовательном учреждении;
▪ заместителя руководителя дошкольного образовательного учреждения (заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе, старшего воспитателя) по обеспечению доступности объекта и услуг  инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ педагогического работника дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам, а также оказания им помощи;
▪ помощника воспитателя дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг  инвалидам,  а также оказания им помощи;
▪ младшего обслуживающего персонала (МОП)  дошкольного образовательного учреждения по обеспечению доступности объекта и услуг  инвалидам,  а также оказания им помощи.
Нормативные правовые и методические документы
▪ Конвенция ООН о нравах инвалидов от 13.12.2006
▪ Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
▪ Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
▪ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
▪ Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (ред. от 27.01.2016) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)
▪ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 октября 2015 №723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
▪ Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2016 №234-р «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)»

 
 

      «Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил наших социальных, информационных и прочих служб».

В.В. Путин
Мир "особого" ребенка - Интересен и пуглив.
Мир "особого" ребенка - Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт.
Мир "особого" ребенка - иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир "ососбого" ребенка... Он закрыт от глаз чужих.
мир "особого" ребенка - допускает лишь своих.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла -коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет с старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. 
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешное социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!!!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование. 

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. 
 Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Права инвалидов.

Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014г. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. От 21.07.2014г. с изм. от 01.12.2014г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»;
Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. От 28.12.2013г. с изм. от 01.12.2014г.) «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
Конституция Российской Федерации. Статья8;
Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №230-Ф. Часть 4;
— Конвенция о правах инвалидов.